Первые школы

Школа – это место, где несколько людей, обычно дети, собираются вместе, чтоб получить определенные знания и умения.

Предшественниками всех современных школ и колледжей были греческие и римские школы.

Слово «школа» пришло к нам из Древней Греции и означало «досуг, отдых». Но Древние греки досуг понимали по-своему. Так мудрецы-философы в свободное от общественных работ время вели со своими учениками беседы про разные науки.

В Греции много столетий тому назад были времена, когда к одному учителю – профессионалу приводили только одного ученика. Эту учебу нельзя было назвать школой.

Позже греческие ораторы и философы, у которых было много учеников, начали создавать подобие школ. Великий греческий философ Платон был первым учителем, который организовал учебу в местности недалеко от Афин.

Древние школы располагались на площадках, где тренировались военные и устраивались парады. Эти площадки назывались гимназиями. Вскоре Аристотель создал школу и назвал ее лицеем.

Позже в Германии первые школы начали называть гимназиями, во Франции – лицеями, а в Шотландии – академиями. Все эти три названия сохранились со времен Платона и Аристотеля!

В Древней Греции прежде всего изучали грамоту, после ее освоения переходили к чтению. Учебников тогда не было. Развернув свиток папируса, учитель вслух читал детям поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позже наступала очередь математики. Также в греческих школах с раннего возраста мальчиков учили петь в хоре. Учитель музыки – кифарист – учил детей петь и декламировать религиозные гимны. На уроках танцевали и играли на выбранном музыкальном инструменте (лире, флейте, барабане). С двенадцати лет мальчики начинали заниматься гимнастикой, они готовились к военной службе.

Школу заканчивали в 16 лет. После чего еще два года молодые люди могли брать уроки риторики, которые считались высшей ступенью среднего образования.

В Древнем Риме начальные школы появились около двух с половиной тысяч лет назад.  Дети шли в школу с 7 лет. Начальных школ в Риме было огромное количество. Ведь открыть школу мог каждый. Желающих стать учителем просто арендовал небольшое помещение как обычный ремесленник. Правда, почти половину времени, отведенного на обучение в школе, было занято праздниками, выходными и каникулами. Учебный год начинался в марте, после праздника в честь богини Минервы. Свободные от учебы дни в Риме назывались «фериями», что в переводе с латыни означало «праздничный день». Свободными от занятий были и нундини – последний день каждой римской недели.

Были у римских школьников и каникулы. Любимое всеми учениками слово «каникулы» пришло к нам из Рима. А чтоб понять связь между «днями псов» и каникулами, нужно посмотреть на небо и найти созвездие  Большого Пса. Самая яркая звезда этого созвездия – Сириус. Латинское название звезды Сириус – «Каникула» – означает  «маленький песик». Когда эта звезда появлялась на утреннем небе, наставало самое жаркое время года. Римский Сенат провозглашал эти дни отдыха днями звезды Каникулы. Длились каникулы с июля по октябрь.

В школах Древнего Рима, в отличие от школ Древней Греции, кроме грамоты, чтения, математики и риторики, особое внимание уделяли специальным дисциплинам.  Геометрия сводилась к умению измерять землю. Астрономией занимались настолько, насколько это было необходимо для повседневной жизни и толкования поэтических сочинений. Музыку долгое время считали скучным шумом, а танцевали, только исполняя религиозные обряды. Даже гимнастика не была в почете у римлян.

В нашей библиотеке вы можете прочитать такие книги о современных школах и школьников:

  •  Гераскина, Лия Борисовна (1910-2010). В Стране невыученных уроков [Текст] : (волшебное происшествие) : [сказочная повесть : для мл. и сред. шк. возраста] / Л. Б. Гераскина ; худож. Н. В. Бугославская. – М. : Махаон, 2008. – 160 с. : илюстр.
  • Нестайко, Всеволод Зіновійович (1930). Одиниця з обманом [Текст] : повісті й оповідання: [для мол. та серед. шк. віку] / В.З. Нестайко; худож. Є. Житник. – Харків : ВД “Школа”, 2005. – 320 с. : ілюстр.
  • Нестайко, Всеволод Зіновійович (1930-). Чарівні окуляри [Текст] : правдиво-фантастична повість про надзвичайні пригоди київських школярів: для мол. і серед. шк. віку / В.З. Нестайко; худож. А.П. Василенко. – К. : Веселка ; Тернопіль : Навч. книга-Богдан, 2005. – 95 с. : ілюстр.
  • Носов, Николай Николаевич (1908-1976). Витя Малеев в школе и дома [Текст] : [повесть : для мл. и сред. шк. возраста] / Н. Н. Носов ; худож. В. А. Чижиков. – М. : Самовар, 2008. – 176 с.
  • Пивоварова, Ірина Михайлівна. Про що думає моя голова [Текст] : оповідання та повісті : [для мол. шк. віку] / І. М. Пивоварова ; пер. з рос. І. М. Андрусяк ; худож. В. Долгов. – К. : Махаон-Україна, 2010. – 240 с. : ілюстр.
  • Смешные рассказы о школе [Текст] : для мл. и сред. шк. возраста / сост. М. В. Юдаева ; худож. Г. В. Соколов. – М. : Самовар, 2009. – 112 с.

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.
3 коментарі
  1. Маша :

    интерессно, прямо в школу захотелось поскорее)

  2. Маришка :

    Спасибо за информацию. Поскорей бы и нам каникулы, очень хочется отдохнуть,хоть недельку.

  3. Богдан :

    класная информацыя мне очень понравилось

Залишити відповідь

HTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(обязательно)

(по желанию)

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.