Ваш ребенок подрастает, уже умеет говорить. Качество и количество словарного запаса ребенка много в чем определяет уровень развития речи в целом.
Родителям важно уделять внимание как пассивному (то есть, тем словам, которые сохраняются в словарном запасе), так и активному словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок осознавал, какое значение имеет слово, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Предложенные ниже упражнения-игры помогут в этом.
Игра в слова
Задание 1. Назвать как можно больше слов, которые обозначают фрукты (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных, игрушки, инструменты, мебель и другие)
Задание 2. Назвать ребенку слова, а он расскажет, что этот предмет может делать (метель – метет, гром – …, ветер – …, дождь – …,солнце – …).
Во время каждого ответа необходимо спрашивать: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?». Пускай ребенок подберет как можно больше слов, которые обозначают действие.
Потом можете повторить эту же самую игру, только наоборот: «Кто летает? Кто плавает? Кто ловит мышей?»
Признак
Задание 1. Назовите другой предмет, такой же самый, как снег (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как река; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня).
Задание 2. Помогите ребенку сравнить:
-
- по вкусу – лимон и мед, лук и яблоко;
-
- по цвету – гвоздику и ромашку, яблоко и сливу;
-
- по ширине – дорогу и тропинку, реку и ручеек;
-
- по высоте – куст и дерево, гору и холм.
Слова-приятели
Задание 1. Как можно назвать по-другому грустного человека? (Печальный)
Ценный – это какой?
Жесткий – это какой?
Задание 2. Какое слово тут лишнее и не подходит к остальным словам? Почему?
- Грустный, печальный, хмурый, глубокий.
- Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Уменьшение
Задание. Как назвать маленький предмет?
Маленький мяч – это мячик, а маленький стол — …
- Стул, книга, флаг, чашка, шапка, рука.
Для того, чтобы заниматься развитием речи ребенка , совсем не обязательно сажать его за стол и создавать атмосферу урока. Восприятие происходит значительно быстрее во время игры, а не на занятиях. Предложенные упражнения можно делать по дороге в детский садик, школу, на прогулке, в транспорте. Кроме того, играя подобным образом, вы устанавливаете эмоциональная связь с ребенком, дружеские и доверительные отношения.
В нашей библиотеке вы можете взять литературу на эту тему:
- Бугаева, З. Н. Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дикции [Текст] : детям 6-12 лет:[попул. изд.] / З.Н. Бугаева; Худож. Е.В. Зарби-Гальчук – Донецк : БАО, 2004. – 464 с.
- Соколова, Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет [Текст] : к самостоятельной работе / Ю. Соколова; Худож. Е.А. Карпович. – М. : ЭКСМО, 2005. – 64 с. : ил.
- Гаврина, С. Е. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника [Текст] : энциклопедия / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина; худож. Г.В. Соколов. – Ярославль : Академия развития, 2008. – 240 с.
- Федин, С. Н. Большая книга развития интеллекта малыша [Текст] : [ для чтения родителями детям ] / С. Н. Федин, О. В. Федина ; худож. В. Н. Родин. – М. : АСТ : Астрель, 2009. – 140, [4] с. : ил.
- Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей [Текст] : [практическое пособие] / сост. Е. А. Андреева. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2006. – 320 с.
Спасибо за полезные рекомендации. Я заметила, у вас все статьи, которые касаются воспитания детей, очень хорошие. Я о некоторых даже рассказываю своим подругам, мамочкам. Мне вообше нравится ваш блог. Очень интересная информация, много полезного материала. Спасибо большое. Удачи вам!