14 октября – Всемирный день зрения

Здравствуйте, дорогие читатели!  Более 95% информации об окружающем мире человек получает через глаза. Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок?

Сегодня мы с вами поговорим  о профилактике нарушений зрения у школьника,и поделимся советами специалистов

Советы:

 

I. Правильная организация рабочего места

 Посадка за рабочим столом. Каждый школьник нуждается в постоянном месте за собственным или общим столом для выполнения письменных заданий и чтения. Рабочее место должно быть таким, чтобы он мог  свободно расположиться с учебниками и тетрадями. Правильная посадка обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки.Индивидуальный специальный стол-парта с наклонной поверхностью – оптимален . Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащегося, в противном случае происходит быстрое утомление мышц и ребенок  не может сохранять правильную позу за столом во время выполнения заданий. При работе  за общим столом разница в высоте стола от пола и высоте стула от пола должна быть не более 27 см и не менее 21 см. При правильной посадке 2/3 бедра помещаются на сиденье стула, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах, ступни опираются о пол или специальную подставку, оба предплечья свободно лежат на столе, плечи находятся на одном уровне, спина  должна опираться на спинку стула. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ширине вашей ладони , расстояние от глаз до книги или тетради – не менее 30–35 см.

Освещение рабочей зоны. Обязательным условием работы на близком расстоянии является хорошее освещение. Наиболее благоприятные условия создаются при дневном свете, поэтому лучше стол расположить у окна. Этим можно обеспечить и лучшую освещенность, и возможность периодически смотреть вдаль для снятия зрительного напряжения.Однако, в осенние и зимние дни естественного света очень мало. Поэтому в вашей  рабочей зоне необходимо создать правильное искусственное освещение. Для освещения жилых помещений лучше применять лампы белого цвета, которые имитируют естественный свет и создают хорошие условия для глаз.Для облегчения работы на близком расстоянии нужно обязательно пользоваться местным освещением, то есть настольной лампой. Она должна находиться слева для правшей (для левшей – справа) и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Чрезмерно яркий свет, а, тем более, свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не выключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет – появляется чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости.

 II. Правила чтения и письма.

  •  Читать и писать только за столом. Нельзя читать лежа! Нельзя читать в транспорте!
  • Правильная посадка за столом и хорошая освещенность рабочего места. Свет должен падать на страницы сверху и слева (для правшей).
  • Расстояние от книги или тетради до глаз не менее 30–35 см. Не допускать низкого наклона головы за столом!
  • Активная зрительная нагрузка (чтение, письмо, рисование) каждые 20–30 минут должна прерываться на 10–15 минут на физическую активность или смену зрительной деятельности (посмотреть  вдаль, закрыть глаза, походить и т.д.).
  • Обязательно должен быть зрительный отдых в течение 1–1,5 часа после классных занятий перед выполнением домашних заданий!
  • Книги должны быть напечатаны на качественной бумаге с крупным текстом, яркими иллюстрациями. Избегать книг с мелким шрифтом, без иллюстраций, с бледными буквами и картинками. Для того, чтобы текст можно было хорошо и без затруднений читать, необходимо иметь хорошую контрастность с фоном. Как было установлено исследованиями, черный текст на белом фоне читается гораздо легче, так как бело-черное сочетание обеспечивает оптимальный контраст. При этом происходит более легкое усвоение информации. При чтении текста на других фонах (цветных), внимание человека отвлекается на обработку цветовой информации.
  • Во время чтения и письма необходимо чаще моргать. Лучше это делать в конце каждой строки!
  • Для снятия зрительного напряжения в конце каждого абзаца полезно закрывать глаза на 1–2 секунды или посмотреть вдаль на какой-либо предмет.

 III. Правила «общения» с компьютером.

 1. Офтальмологи не рекомендуют проводить  много времени за компьютером. Ученикам первого и второго классов можно сидеть за компьютером по 15–20 минут, детям старше 10 лет – до 1,5 часа в день.

2. При оборудовании рабочего места необходимо установить монитор на специальном компьютерном столике, экран не должен располагаться напротив окна или других прямых источников света, дающих блики на экране.

 3. Мебель должна быть подобрана по росту  . Рабочее кресло должно иметь подлокотники и регулироваться по высоте, углам наклона сидения и спинки.

 4. Экран монитора оптимально должен находиться на расстоянии 60–70 см от глаз (не ближе 50 см) и на 15–30 градусов ниже уровня глаз, то есть пользователь смотрит на экран несколько сверху вниз.

 5. Через каждые 25–30 минут работы следует делать перерывы на 5–10 минут, в течение которых обязательны упражнения для снятия зрительного напряжения и какая-либо физическая активность.

 6. Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером (особенно с мониторами старого образца) рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора.

 IV. Правила «общения» школьника с телевизором. 

 1.Одним из неотъемлемых компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, при всем их культурном и обучающем значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для глаз . Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремиться к созданию оптимальных условий, с тем, чтобы телевизор не увеличивал накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовал отдыху детей.

2. Наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при чрезмерном приближении глаз к экрану телевизора. По современным представлениям, расстояние до телевизора должно быть не меньше пяти диагоналей экрана. Например, если диагональ телевизора 72 см, то расстояние от экрана до глаз ребенка должен быть 72 х 5 = 360 см или 3,6 м. Если комната не позволяет этого сделать, то необходимо использовать телевизор с меньшим экраном. Сидеть дальше 5 м от телевизора не рекомендуется. Вы должны сидеть не сбоку, а прямо перед экраном в удобной позе на диване или в кресле, с опорой на спинку. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Не следует смотреть телевизор в положении лежа или сидя на полу.

 3. При просмотре телевизора необходимо создать адекватное освещение в комнате. Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты – глаза быстро устают.

 Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером, не находящимися в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение. С позиции профилактики зрительного утомления, очень важно не концентрировать внимание в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.

 VI. Рацион питания школьника, способствующий сохранению зрения. Большое значение для хорошего зрения имеет правильно сбалансированное питание, содержащее достаточное количество витаминов, особенно А, С и группы В.

 VII. Гимнастика для глаз.

 Комплекс упражнений для учащихся 5–11 классов.

1. Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5–6 раз.

 2. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5–6 раз.

 3. Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем – влево. Повторить 5–6 раз.

 4. Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4–5 раз.

 5. Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2–3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз.

 6. Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

 Помните !

Регулярный осмотр у офтальмолога может помочь выявить нарушения зрения на самых ранних этапах их формирования, а также замедлить прогрессирование близорукости.

Осмотр у офтальмолога должен быть ежегодным. Если у вас есть наследственная предрасположенность (нарушение зрения хотя бы у одного из родителей), нарушение осанки, нарушения зрения, проявившиеся до школы – осмотр каждые полгода.

У большинства детей снижение зрения можно предотвратить!

 Будьте внимательнее к своему зрению !

Рубрика: Здоров'я - INFO  Метки:
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Залишити відповідь

HTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(обязательно)

(по желанию)

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.