Весенний новогодний праздник равноденствия Навруз, возникнув в Хорасане более 3000 лет назад, почти одновременно с возникновением земледелия, распространился по всем сопредельным странам. Корни Навруза уходят в зороастризм. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Фирдоуси и Омар Хайям, служивший при дворе туркменского царя Мелик-шаха, связывали возникновение Навруза с именами легендарных царей Джамшида, Каюмурса и других. По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами. На праздничный стол складывали круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы. Также Навруз является началом года по календарю бахаи.
Навруз был упразднён советской властью в 1926 году и заново возрождён в 1988 году. Например, в Казахстане дата 22 марта приобрела официальный статус государственного праздника Казахстана 15 марта 1991 году после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны — Наурыз мейрамы». Статус государственного праздника Навруз имеет в Азербайджане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане.
Дата празднования Ноуруза (варианты: Навруз, Невруз; дословно означает “новый день”) – 21 марта – выбрана неслучайно, т.к. она приходится на весеннее равноденствие, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.
Прежде момент наступления Ноуруза определялся астрологами, людьми весьма престижной должности в средневековье. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Ноуруза с точностью до минуты.
В отличие от европейской встречи Нового года, Ноуруз принято встречать днем, но все так же в кругу семьи. Так, в Иране на новогоднем столе традиционно располагают семь предметов, название которых начинается на букву “с”. В их число обязательно входит зелень проросших зерен (сабэн), хлеб (сангак), тарелки с крашеными яйцами и сосуд, в котором плавают рыбки. Обязательно готовят ритуальное блюдо самани из сока зерен проросшей пшеницы и гату (разновидность печенья) с магической бусинкой счастья. Кому попадется бусинка, тому весь год будет сопутствовать удача и счастье.
Для самани предварительно увлажненную пшеницу выкладывали на подносы, а после того как она прорастет, толкли. Полученный сок смешивали с мукой и долго варили. Готовые жмыхи обязательно бросали в проточную воду. По мнению историков, этот ритуал – проявление аграрного культа, который символизирует пожелание урожая.
Для обильного застолья в Ноуруз хозяин дома или его старшие сыновья жарили шашлык, готовили вкусные пловы, в том числе и сладкие, из риса или других злаков, варили савар – блюдо из вареной пшеницы, сдабриваемой медом. Как и у других народов, основной смысл приготовления разнообразных угощений символизирует простое желание, чтобы год был таким же “сладким” и счастливым.
Залишити відповідь